Главная / Дополнительное образование

Дополнительное образование

Российская федерация

Калининградская область

 

Муниципальное бюджетное учреждение

«Дом культуры имени В.Н.Рожкова»

  • отделение «Янтарная городская библиотека»

СОГЛАСОВАНО:

Утверждаю

Директор МБУ« Дом культуры

имени В.Н.Рожкова»

___________Т.А. Марусова

«____»_________201 г.

Приказ №__ от_________201 г.

Дополнительная образовательная программа

познавательно-литературных занятий

« Юный библиотекарь»

или «Школа маленького читателя»

Возрастная категория детей: 8-10 лет

Срок реализации программы: 3 года.

Составитель:

Заведующая отделением

«Янтарная городская библиотека»

Л.Н.Чернецка

пгт. Янтарный

 

 

-1

 

Содержание программы:

 

  1. Пояснительная записка. 3 стр.

  2. Условия реализации программы. 5 стр.

  3. Учебно-тематический план.. 6-7 стр.

      4 Содержание программы 8-13 стр.

     5. Механизм оценки получаемых результатов 14 стр

        6.Список литературы. 15 стр

-2-

1.Пояснительная записка.

 

В одном ряду с умением читать, писать и считать стоит умение самостоятельного поиска необходимой информации, овладение навыками культуры чтения, умение ориентироваться в библиотечном пространстве.

Сегодня библиотека осталась практически единственным бесплатным источником информации, связанной с обучением.

Поэтому библиотека должна стать центром для учащихся, педагогов и родителей.

В связи с этим задача библиотеки состоит в том, чтобы с учётом возрастных особенностей учащихся донести до них все богатства информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользованию этой средой, создать условия, стимулирующие самообразование и саморазвитие личности ребёнка, потребность в поиске информации, активизацию учебной деятельности.

Данная программа разработана на основе

- Концепции развития дополнительного образования детей : распоряжение Правительства Российской Федерации : от 4 сентября 2014 г. № 1726-р]. – Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – 15 сентября. – № 37,

- Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях : письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации : от 14 декабря 2015 г. № 09-3564],

- Организация системы дополнительного образования детей в библиотеках Российской Федерации : методические рекомендации / Российская государственная детская библиотека, научно-методический отдел ; сост. Хорошавина Е. В. ; под ред. О. П. Мезенцевой. – Москва : РГДБ, 2016. – 62 с.

 

- и на основе собственного многолетнего опыта работы.

Цель образовательной программы:

Приобщение детей к библиотеке, книге, обучение их навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами..

Для реализации поставленной цели осуществляются следующие задачи:

  1. Расширение кругозора учащихся, активное использование книги, как постоянного источника роста знаний.

  2. Развитие мышления, культуры речи, способности к творческому воображению.

  3. Повышение культуры чтения , воспитание навыков самостоятельной работы с книгой, со справочной литературой, справочными аппаратами, привитие библиотечных знаний.

-3-

Программа рассчитана на обучение детей с 8(9)-летнего возраста на 3 года. Она построена с учётом возрастных особенностей учащихся.

Предусматривается постепенное накопление, углубление знаний о книгах от первого знакомства с библиотекой – к изучению различных разделов фонда; от выбора книг по иллюстрированному каталогу – к использованию систематического каталога; от краткой записи о книгах – к развернутому отзыву о них.

Отдельные темы повторяются с целью углубления знаний учащихся. В процессе обучения осуществляется дифференцированный подход, основанный на индивидуальных, психологических и возрастных особенностях учащихся. В работе используются следующие методические приёмы: слушания, беседы, лекции, обзоры, практические занятия, конкурсы, самостоятельное библиографическое разыскивание, наблюдения, анализ, игры, экскурсии.

В данной программе есть ряд разделов, которых нет в типовой программе, а именно: история книгопечатания, история создания библиотек, изучение творчества детских писателей.

Методы и технологии преподавания и обучения:

  • словесные: беседа, лекция, обзоры;

  • наглядные: схемы, плакаты, книги по теме, видеопрезентации;

  • практические: практические работы, экскурсии, викторины;

  • поисковые: самостоятельная работа с информацией.

-4-

  1. Условия реализации программы.

Материально-техническое оснащение, оборудование:

  • Книги (справочная, художественная, познавательная литература, периодические издания для детей);

  • Технические средства (ПК, ноутбук, проектор, экран , видео и аудио кассеты с записями литературных произведений, сказок, детских песенок);

  • Канцелярские принадлежности (клей, бумага, скотч, картон, гуашь, маркеры, карандаши, ручки);

  • Дидактический материал (схемы, тесты, карточки).

Форма представления результатов работы программы:

  • Литературные и библиотечные игры, викторины, выставки.

  • Самостоятельное библиографическое разыскивание, наблюдение, анализ.

1 год обучения.

  • Викторина «Угадай сказку!» - сентябрь.

  • Выставка «Книга жалуется. Книга благодарит.» - октябрь.

  • Урок творчества «Сам себе художник» - ноябрь, декабрь.

  • Урок творчества «Мой читательский дневник» - май.

  • Литературная игра «Читайка» - май.

2 год обучения.

  • Викторина «Что такое? Кто такой?» - сентябрь.

  • Литературная игра– октябрь,

  • Викторина «Кто нас нарисовал?» – декабрь.

  • Урок творчества «Мудрые мысли о книге» - февраль.

  • Урок творчества «Сегодня мы редакторы» - март.

  • Литературная игра– апрель.

3 год обучения.

  • Литературная игра «Юный библиофил» - сентябрь.

  • Библиотечная игра  «Найди книгу» - октябрь.

  • Турнир энциклопедистов «Что такое? Кто такой?» - ноябрь

  • Литературная игра «Загадки родной природы» - декабрь.

  • Громкие и выразительные чтения – январь.

  • Урок творчества «Сам себе редактор» - март.

-5-

  1. Учебно—тематический план .

Направление – Библиотечное дело.

3 года обучения 34 часа в год

1 год обучения 34 часа

Возраст: 7 – 8 лет (2кл,)

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Здравствуй, книжкин дом!

2

 

2

2

Похвала книге.

2

 

2

3

Древо познания.

3

 

3

4

Книжные сокровища.

2

1

3

5

Хочу всё знать.

1

1

2

6

Почитайка.

2

2

4

7

Дом, в котором живут книги.

2

1

3

8

Большая книга для любознательных.

4

1

5

9

Чудесный Книгоград.

2

 

2

10

Таинственные знаки.

2

2

4

11

В стране моей - Читалии.

 

3

3

12

Чудо, имя которому – Книга.

 

1

1

 

Всего:

22

12

34

 

2 год обучени 34 часа

Возраст: 8 – 9 лет (3 кл.)

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Багаж, который никто не отменит.

1

2

3

2

Похвала книге.

2

1

3

3

Чудо света, или душевное лекарство.

3

1

4

4

Волшебники книжного города.

1

1

2

5

Книжные сокровища.

3

1

4

6

Хочу всё знать.

1

1

2

7

Почитайка.

 

7

7

8

Чудесный Книгоград.

3

1

4

9

Большая книга для любознательных.

 

4

4

10

Чудо, имя которому – книга.

 

1

1

 

Всего:

14

20

3

 

-6-

3 год обучения 34 часа

Возраст: 9 – 10 лет (4кл)

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Моя читательская биография.

1

1

2

2

Багаж, который никто не отменит.

 

1

1

3

Новые секреты книги.

2

 

2

4

Чудесный Книгоград.

1

2

3

5

Книга – ваш друг и учитель.

 

3

3

6

В мире серьёзных книг.

1

1

2

7

Через книгу – в мир искусства.

1

2

3

8

Почемучка.

1

 

1

9

Мои секреты чтения.

1

1

2

10

Почитайка.

1

1

2

11

С любимой книгой – через всю жизнь.

3

10

13

 

Всего:

12

22

3

 

-7-

4. Содержание программы.

1 год обучения.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Формы занятий

 

Сентябрь- октябрь

7

 

 

Тема 1 «Здравствуй, Книжкин дом!».

2

Беседа, групповое

а)

Вводное занятие. Знакомство. Викторина «Угадай сказку!»

1

Викторина

б)

Правила библиотеки. Как стать читателем детской библиотеки.

1

Беседа, групповое

 

Тема 2 «Похвала книге».

2

Групповое

а)

Значение чтения в жизни человека. Известные люди о книге, чтении. Пословицы, поговорки, загадки  о книге.

1

Беседа, игра

б)

Бережное отношение к книге. Правила бережного отношения. Выставки с разделами «Книга жалуется», «Книга благодарит». Стихотворение С.Я.Маршака «Книжка про книжки».

1

Лекция, выставка.

 

Тема 3 «Древо познания»

2

Групповое

а)

Кто и как создаёт книги. История книги от её истоков.

1

Беседа

б)

Современное книгопечатание.

1

Обзор

 

Тема 4 «Книжные сокровища»

3

Групповое

а)

Разнообразие книжных изданий.

1

Обзор

 

Ноябрь, декабрь

8

 

б)

Художники иллюстраторы детских книг (Е.Чарушин, Н.Сладков, Е.Конашевич, В.Сутеев).

1

Обзор

в)

Урок творчества «Сам себе художник».

1

Практическая работа

 

Тема 5 «Хочу всё знать».

2

Групповое

а)

Структура книги. Из чего состоит книга.

1

Лекция

б)

Внешнее оформление книги: обложка, переплёт, корешок. Внутреннее оформление: текст, страницы, иллюстрации.

1

Практическое занятие

 

Тема 6 «Почитайка».

4

Групповое

а)

Что такое периодическая печать: «газета», «журнал».

 

1

Практическое занятие

б)

Новости со всей планеты: статьи, заметки, редакции.

1

Обзор

в)

Премьера детских журналов и газет.

-8-

1

Обзор

г)

Литературная игра

1

Игра

 

Январь-март

12

 

 

Тема 7 «Дом, в котором живут книги».

3

Групповое

а)

Что такое библиотека. Знакомство с абонементом, читальным задом. Особенности школьной библиотеки.

1

Лекция

б)

Правила пользования школьной библиотекой. Читательский формуляр.

1

Практическое занятие

в)

Знакомство с разделами фонда.

1

Обзор

 

Тема 8 «Большая книга для любознательных»

5

Групповое

а)

Что такое справочная литература. Виды. Выставка.

1

Обзор

б)

Энциклопедия. Словарь. Справочник. Сходство и различия. Принципы работы.

3

Обзор

в)

Библиографический поиск.

1

Практическое занятие

 

Тема 9 «Таинственные знаки»

4

Групповое

а)

Что такое каталог. Назначение. Виды.

1

Беседа

б)

Понятие: систематический и алфавитный каталог. Каталожная карточка. Знакомство.

1

Беседа

в)

Поиск книг в библиотеке.

2

Практическое занятие

 

Апрель-май

6

 

 

Тема 10 «Чудесный Книгоград»

2

Групповое

а)

Выбор книг в библиотеке. Способы.

1

Беседа

б)

Понятия: разделитель, выставка, тематический список, перечень, программа чтения, картотека, каталог.

1

Обзор

 

Тема 11 «В стране моей - Читалии».

3

Индивидуальное

а)

Дневник чтения. Отзыв о книге. Оформление. Формы ведения.

1

Практическое занятие

б)

Урок творчества «Мой читательский дневник».

2

Практическое занятие

 

Тема 12 «Чудо, имя которому - книга»

1

Групповое

а)

Литературная игра «Читайка».

1

Игра

 

 

 

 

 

всего:

34

теория - 22

 

 

 

практика - 1

-9-

 

2 год обучения

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Формы занятий

 

Сентябрь - октябрь

6

 

 

Тема 1 «Багаж, который никто не отменит».

3

Индивидуальное

а)

Книги, которые я прочитал летом. Отзыв. Поиск литературы.

1

Беседа

б)

Дневник читателя. Оформление.

1

Практическое занятие

в)

Викторина «Что такое? Кто такой?».

1

Игра

 

Тема 2 «Похвала книге» (углублённое).

3

Групповое

а)

Роль книги в жизни человека.

1

Беседа

б)

Значение бережного отношения к книге.

1

Беседа

в)

Мудрые мысли о книге. Великие люди о книге, чтении. Пословицы, поговорки.

1

Практическое занятие

 

Ноябрь- декабрь

6

 

 

Тема 3 «Чудо света или душевное лекарство»

4

Групповое

а)

История книги. Глиняные таблички. Александрийская библиотека. Книги – свитки. Пергамент.

3

Обзор - лекция

б)

Библиотеки Древнего мира.

1

Лекция

 

Тема 4 «Волшебники книжного города».

2

Групповое

а)

Современное книгопечатание. Кто и как создаёт книгу.

1

Беседа

б)

Литературная игра

1

Игра

 

Январь-март

13

 

 

Тема 5 «Книжные сокровища» (углублённое).

4

Групповое

а)

Разнообразие книжных изданий: мини-книга, книга-гигант, книжка-игрушка, «книга-раскладушка».

1

Обзор

б)

Элементы оформления книги. Типы иллюстраций. Художники детских книг – Сутеев В., Рачев Б.

1

Обзор

в)

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.Чарушина, В.Сутеева.

1

Обзор

г)

Игра-викторина «Кто нас нарисовал?»

1

Викторина

 

Тема 6 «Хочу всё знать» (углублённое).

2

Групповое

а)

Элементы книги. Оформление. Структура. Справочно-библиографический аппарат (СБА) книги.

1

Лекция

б)

Работа со СБА книги.

1

Практическое занятие

 

Тема 7 «Почитайка» (углублённое).

-10-

7

Групповое

а)

Книга. Газета. Журнал. Произведения периодической печати. Сходство и отличия.

1

Практическое занятие.

б)

Урок творчества «Сегодня мы редакторы».

3

Практическое занятие

в)

Урок творчества «Пишем заметку в газету».

3

Практическое занятие

 

Апрель-май

9 час

 

 

Тема 8 «Чудесный Книгоград»

4

Групповое

а)

Запись в библиотеку. Как правильно самому выбрать книгу.

1

Беседа

б)

Понятия: библиотека, читатель, абонемент, читальный зал, формуляр, каталог

1

Беседа

в)

Какие бывают библиотека.

1

Лекция

г)

Литературная игра

1

Игра

 

Тема 9 «Большая книга для любознательных» (углублённое)

4

Индивидуальное

а)

Виды справочных изданий. Сходство, различия.

1

Обзор, практическое занятие

б)

Энциклопедия – главная справочная книга.

1

Обзор, практическое занятие

в)

Справочники – краткие информационные сборники.

1

Обзор, практическое занятие

г)

Словари. Структура и принципы работы с ними.

1

Обзор, практическое занятие

 

Тема 10 «Чудо, имя которому книга»

1

Групповое

а)

«Что ты знаешь о книге?»

1

Игра

 

 

 

 

 

Всего:

34

теория – 14

 

 

 

практика – 20

 

-11-

3 год обучения

 

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Формы занятий

 

Сентябрь - октябрь

8

 

 

Тема 1 « Моя читательская биография»

2

Групповое

а)

Вводное занятие. Мои читательские интересы. Дневник чтения.

1

Беседа

б)

Мини-сочинение «Книга, которая меня потрясла».

1

Практическое занятие

 

Тема 2 «Багаж, который никто не отменит» (углублённое).

1

Групповое

 

Секреты внимания и памяти. Роль внимания и памяти в учебной деятельности, интеллектуальном развитии личности. Игра «Юный библиотекарь».

1

Литературная игра

 

Тема 3 «Новые секреты книги».

2

Индивидуальное

а)

Титульный лист. Аннотация, предисловие, послесловие, комментарий. И т.д.

1

Беседа

б)

Выбор и чтение произведения, значение источника информации.

1

Беседа

 

Тема 4 «Чудесный Книгоград» (углублённое).

 

3

Групповое

а)

Взаимосвязь титульного листа и каталожной карточки. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители.

1

Беседа

б)

Открытый доступ к книжному фонду, порядок и правила расстановки книг. Полочные разделители. Место книги на полке (книжные выставки, плакаты, списки).

1

Практическое занятие

в)

Библиографическая игра «Найти книгу».

1

Практическое занятие

 

Ноябрь - декабрь

8

 

 

Тема 5 «Книга – ваш друг и учитель».

3

Групповое

а)

Энциклопедические и справочные издания.

1

Практическое занятие

б)

Функции и виды справочных изданий.

1

Практическое занятие

в)

Турнир энциклопедистов «Что такое? Кто такой?»

1

Литературная игра

 

Тема 6 «В мире серьёзных книг».

2

Индивидуальное

а)

Книги по краеведению (виды, типы изданий).

-12-

Особенности содержания, требования к чтению.

 

1

Обзор

б)

Игра «Загадки родной природы».

1

Литературная игра

 

Тема 7 «Через книгу – в мир искусства».

3

Индивидуальное

а)

Искусствоведческая книга как особая разновидность книжного издания. Специфика искусствоведческой книги, виды издания. Искусствоведческие издания на нетрадиционных носителях.

1

Беседа

б)

Экранизация литературных произведений.

2

Групповой просмотр

 

Январь- март

10

 

 

Тема 8 «Почемучка».

1

Индивидуальное

 

Историческая книга и её разновидность. Специфика чтения исторической книги.

1

Беседа

 

Тема 9 «Мои секреты чтения»

2

Групповое

а)

Виды чтения. «Досуговое» и «деловое» чтение. Ситуация использования «медленного» и «быстрого» чтения. Психофизиологические и гигиенические требования к чтению.

1

Беседа

б)

Громкое чтение книг. Выразительное, беглое чтение.

1

Практическое занятие

 

Тема 10 «Почитайка» (углублённое).

2

Индивидуальное

а)

Репертуар периодических изданий: особенности содержания, структуры и приёмов чтения, возможности использования.

1

Обзор

б)

Урок творчества «Сам себе режиссёр».

1

Практическое занятие

 

Тема 11 «С любимой книгой – через всю жизнь».

13

Групповое

а)

Книги детства. Детские писатели. Моя любимая книга. Герой. Дневник чтения.

3

Беседа

 

Апрель-май

10

 

б)

Игры, викторины, конкурсы (к юбилейным датам книг и писателей).

4

Литературные игры

в)

Любимые праздники детей (Неделя детской книги, День учителя, Новый год, Рождество, Масленица и др.).

5

Конкурсы, викторины

г)

Рисуем книгу. Дневник чтения.

1

Практическое занятие

 

Всего:

34

практика – 22

 

 

 

теория – 12

 

-13

5. Механизм оценки положительных результатов.

По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • что такое библиотека;

  • структуру книг;

учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск книг в библиотеке;

  • самостоятельно работать с книгой как с источником информации.

По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • разделы фонда библиотеки;

  • виды печатных изданий;

учащиеся должны уметь:

  • пользоваться СБА (справочно-библиографическим аппаратом) книги;

  • самостоятельно работать со справочной литературой (энциклопедии, словари, справочники);

  • находить сходство и различия в справочно-информационной литературе.

По окончании 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • виды каталогов (систематические, алфавитные);

  • нетрадиционные носители информации (аудио, видео, читательский формуляр, картотека, библиографические указатели);

учащиеся должны уметь:

  • различать систематический и алфавитный каталоги библиотеки;

  • пользоваться каталогом;

  • осуществлять библиографический поиск информации (в том числе нетрадиционной) самостоятельно

Учёт знаний учащихся.

Знания учащихся будут оцениваться при проведение праздников, дети будут поощряться словесно, материально (призы, грамоты, дипломы

 

-14-

6. Литература:

  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: практическое пособие.: издательство 3-е доп., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 271 с.

  2. Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М.: Издательство «Школьная библиотека», 2002 г.

  3. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке.: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.

  4. Дацкевич В.П. Как делают книгу.: Фотокнижка. – М.: Детская литература, 1987. – 24 с.

  5. Дьяченко Н.П. Рождение книги.: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1990. – 111 с.

  6. Ирошников Ю.П., Ирошникова И.Г. Переплёт и реставрация книг в домашних условиях. – М.: Книга, 1991. – 126 с.

  7. Книжные сокровища мира.: Из фондов Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина. Книга 1  /Под редакцией Ласунского О.Г., Бабаева Э.Г., Урнова Д.М. и др. – М.: Издательство «Книжная палата», 1989. – 223 с.

  8. Линкова И.Я. Ты и твоя книга.: Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 142 с.

  9. Львов С.Л. Книга о книге.: Книга для учащихся старших классов- М.: Просвещение, 1980. – 111 с.

  10. Мазок Н.Н. Книга должна жить долго.: Как самому переплести и отреставрировать книгу.- М.: Книга, 1985. – 223 с.

  11. Мазок Н.Н. Кружок переплётного дела.: Пособие для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1987. – 112 с.

  12. Мальков В.А. Волшебники книжного города.: повесть о тех, кто делает книги. – М.: Детская литература, 1979. – 111 с.

  13. Массовая библиотека’ 92: Теория и практика: Сборник / под редакцией Гриханова Ю.А. – М.: Российская государственная библиотека, 1992.- 142 с.

  14. Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания.: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991 . – 223 с.

  15. Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги?: Книга для учащихся старших классов. – М.: Педагогика, 1991. – 159 с.

  16. Умом и сердцем.: Мысли о воспитании / составитель Монахов Н.И. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986. – 368 с.

  17. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура / Автор-составитель Чудакова Н.В. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 480 с.

-15-