Дополнительное образование
Российская федерация
Калининградская область
Муниципальное бюджетное учреждение
«Дом культуры имени В.Н.Рожкова»
- отделение «Янтарная городская библиотека»
СОГЛАСОВАНО:
Утверждаю
Директор МБУ« Дом культуры
имени В.Н.Рожкова»
___________Т.А. Марусова
«____»_________201 г.
Приказ №__ от_________201 г.
Дополнительная образовательная программа
познавательно-литературных занятий
« Юный библиотекарь»
или «Школа маленького читателя»
Возрастная категория детей: 8-10 лет
Срок реализации программы: 3 года.
Составитель:
Заведующая отделением
«Янтарная городская библиотека»
Л.Н.Чернецка
пгт. Янтарный
-1
Содержание программы:
-
Пояснительная записка. 3 стр.
-
Условия реализации программы. 5 стр.
-
Учебно-тематический план.. 6-7 стр.
4 Содержание программы 8-13 стр.
5. Механизм оценки получаемых результатов 14 стр
6.Список литературы. 15 стр
-2-
1.Пояснительная записка.
В одном ряду с умением читать, писать и считать стоит умение самостоятельного поиска необходимой информации, овладение навыками культуры чтения, умение ориентироваться в библиотечном пространстве.
Сегодня библиотека осталась практически единственным бесплатным источником информации, связанной с обучением.
Поэтому библиотека должна стать центром для учащихся, педагогов и родителей.
В связи с этим задача библиотеки состоит в том, чтобы с учётом возрастных особенностей учащихся донести до них все богатства информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользованию этой средой, создать условия, стимулирующие самообразование и саморазвитие личности ребёнка, потребность в поиске информации, активизацию учебной деятельности.
Данная программа разработана на основе
- Концепции развития дополнительного образования детей : распоряжение Правительства Российской Федерации : от 4 сентября 2014 г. № 1726-р]. – Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – 15 сентября. – № 37,
- Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях : письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации : от 14 декабря 2015 г. № 09-3564],
- Организация системы дополнительного образования детей в библиотеках Российской Федерации : методические рекомендации / Российская государственная детская библиотека, научно-методический отдел ; сост. Хорошавина Е. В. ; под ред. О. П. Мезенцевой. – Москва : РГДБ, 2016. – 62 с.
- и на основе собственного многолетнего опыта работы.
Цель образовательной программы:
Приобщение детей к библиотеке, книге, обучение их навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами..
Для реализации поставленной цели осуществляются следующие задачи:
-
Расширение кругозора учащихся, активное использование книги, как постоянного источника роста знаний.
-
Развитие мышления, культуры речи, способности к творческому воображению.
-
Повышение культуры чтения , воспитание навыков самостоятельной работы с книгой, со справочной литературой, справочными аппаратами, привитие библиотечных знаний.
-3-
Программа рассчитана на обучение детей с 8(9)-летнего возраста на 3 года. Она построена с учётом возрастных особенностей учащихся.
Предусматривается постепенное накопление, углубление знаний о книгах от первого знакомства с библиотекой – к изучению различных разделов фонда; от выбора книг по иллюстрированному каталогу – к использованию систематического каталога; от краткой записи о книгах – к развернутому отзыву о них.
Отдельные темы повторяются с целью углубления знаний учащихся. В процессе обучения осуществляется дифференцированный подход, основанный на индивидуальных, психологических и возрастных особенностях учащихся. В работе используются следующие методические приёмы: слушания, беседы, лекции, обзоры, практические занятия, конкурсы, самостоятельное библиографическое разыскивание, наблюдения, анализ, игры, экскурсии.
В данной программе есть ряд разделов, которых нет в типовой программе, а именно: история книгопечатания, история создания библиотек, изучение творчества детских писателей.
Методы и технологии преподавания и обучения:
-
словесные: беседа, лекция, обзоры;
-
наглядные: схемы, плакаты, книги по теме, видеопрезентации;
-
практические: практические работы, экскурсии, викторины;
-
поисковые: самостоятельная работа с информацией.
-4-
-
Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение, оборудование:
-
Книги (справочная, художественная, познавательная литература, периодические издания для детей);
-
Технические средства (ПК, ноутбук, проектор, экран , видео и аудио кассеты с записями литературных произведений, сказок, детских песенок);
-
Канцелярские принадлежности (клей, бумага, скотч, картон, гуашь, маркеры, карандаши, ручки);
-
Дидактический материал (схемы, тесты, карточки).
Форма представления результатов работы программы:
-
Литературные и библиотечные игры, викторины, выставки.
-
Самостоятельное библиографическое разыскивание, наблюдение, анализ.
1 год обучения.
-
Викторина «Угадай сказку!» - сентябрь.
-
Выставка «Книга жалуется. Книга благодарит.» - октябрь.
-
Урок творчества «Сам себе художник» - ноябрь, декабрь.
-
Урок творчества «Мой читательский дневник» - май.
-
Литературная игра «Читайка» - май.
2 год обучения.
-
Викторина «Что такое? Кто такой?» - сентябрь.
-
Литературная игра– октябрь,
-
Викторина «Кто нас нарисовал?» – декабрь.
-
Урок творчества «Мудрые мысли о книге» - февраль.
-
Урок творчества «Сегодня мы редакторы» - март.
-
Литературная игра– апрель.
3 год обучения.
-
Литературная игра «Юный библиофил» - сентябрь.
-
Библиотечная игра «Найди книгу» - октябрь.
-
Турнир энциклопедистов «Что такое? Кто такой?» - ноябрь
-
Литературная игра «Загадки родной природы» - декабрь.
-
Громкие и выразительные чтения – январь.
-
Урок творчества «Сам себе редактор» - март.
-5-
-
Учебно—тематический план .
Направление – Библиотечное дело.
3 года обучения 34 часа в год
1 год обучения 34 часа
Возраст: 7 – 8 лет (2кл,)
Тема |
Теория |
Практика |
Всего |
|
1 |
Здравствуй, книжкин дом! |
2 |
|
2 |
2 |
Похвала книге. |
2 |
|
2 |
3 |
Древо познания. |
3 |
|
3 |
4 |
Книжные сокровища. |
2 |
1 |
3 |
5 |
Хочу всё знать. |
1 |
1 |
2 |
6 |
Почитайка. |
2 |
2 |
4 |
7 |
Дом, в котором живут книги. |
2 |
1 |
3 |
8 |
Большая книга для любознательных. |
4 |
1 |
5 |
9 |
Чудесный Книгоград. |
2 |
|
2 |
10 |
Таинственные знаки. |
2 |
2 |
4 |
11 |
В стране моей - Читалии. |
|
3 |
3 |
12 |
Чудо, имя которому – Книга. |
|
1 |
1 |
|
Всего: |
22 |
12 |
34 |
2 год обучени 34 часа
Возраст: 8 – 9 лет (3 кл.)
Тема |
Теория |
Практика |
Всего |
|
1 |
Багаж, который никто не отменит. |
1 |
2 |
3 |
2 |
Похвала книге. |
2 |
1 |
3 |
3 |
Чудо света, или душевное лекарство. |
3 |
1 |
4 |
4 |
Волшебники книжного города. |
1 |
1 |
2 |
5 |
Книжные сокровища. |
3 |
1 |
4 |
6 |
Хочу всё знать. |
1 |
1 |
2 |
7 |
Почитайка. |
|
7 |
7 |
8 |
Чудесный Книгоград. |
3 |
1 |
4 |
9 |
Большая книга для любознательных. |
|
4 |
4 |
10 |
Чудо, имя которому – книга. |
|
1 |
1 |
|
Всего: |
14 |
20 |
3 |
-6-
3 год обучения 34 часа
Возраст: 9 – 10 лет (4кл)
Тема |
Теория |
Практика |
Всего |
|
1 |
Моя читательская биография. |
1 |
1 |
2 |
2 |
Багаж, который никто не отменит. |
|
1 |
1 |
3 |
Новые секреты книги. |
2 |
|
2 |
4 |
Чудесный Книгоград. |
1 |
2 |
3 |
5 |
Книга – ваш друг и учитель. |
|
3 |
3 |
6 |
В мире серьёзных книг. |
1 |
1 |
2 |
7 |
Через книгу – в мир искусства. |
1 |
2 |
3 |
8 |
Почемучка. |
1 |
|
1 |
9 |
Мои секреты чтения. |
1 |
1 |
2 |
10 |
Почитайка. |
1 |
1 |
2 |
11 |
С любимой книгой – через всю жизнь. |
3 |
10 |
13 |
|
Всего: |
12 |
22 |
3 |
-7-
4. Содержание программы.
1 год обучения.
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Формы занятий |
|
Сентябрь- октябрь |
7 |
|
|
Тема 1 «Здравствуй, Книжкин дом!». |
2 |
Беседа, групповое |
а) |
Вводное занятие. Знакомство. Викторина «Угадай сказку!» |
1 |
Викторина |
б) |
Правила библиотеки. Как стать читателем детской библиотеки. |
1 |
Беседа, групповое |
|
Тема 2 «Похвала книге». |
2 |
Групповое |
а) |
Значение чтения в жизни человека. Известные люди о книге, чтении. Пословицы, поговорки, загадки о книге. |
1 |
Беседа, игра |
б) |
Бережное отношение к книге. Правила бережного отношения. Выставки с разделами «Книга жалуется», «Книга благодарит». Стихотворение С.Я.Маршака «Книжка про книжки». |
1 |
Лекция, выставка. |
|
Тема 3 «Древо познания» |
2 |
Групповое |
а) |
Кто и как создаёт книги. История книги от её истоков. |
1 |
Беседа |
б) |
Современное книгопечатание. |
1 |
Обзор |
|
Тема 4 «Книжные сокровища» |
3 |
Групповое |
а) |
Разнообразие книжных изданий. |
1 |
Обзор |
|
Ноябрь, декабрь |
8 |
|
б) |
Художники иллюстраторы детских книг (Е.Чарушин, Н.Сладков, Е.Конашевич, В.Сутеев). |
1 |
Обзор |
в) |
Урок творчества «Сам себе художник». |
1 |
Практическая работа |
|
Тема 5 «Хочу всё знать». |
2 |
Групповое |
а) |
Структура книги. Из чего состоит книга. |
1 |
Лекция |
б) |
Внешнее оформление книги: обложка, переплёт, корешок. Внутреннее оформление: текст, страницы, иллюстрации. |
1 |
Практическое занятие |
|
Тема 6 «Почитайка». |
4 |
Групповое |
а) |
Что такое периодическая печать: «газета», «журнал».
|
1 |
Практическое занятие |
б) |
Новости со всей планеты: статьи, заметки, редакции. |
1 |
Обзор |
в) |
Премьера детских журналов и газет. -8- |
1 |
Обзор |
г) |
Литературная игра |
1 |
Игра |
|
Январь-март |
12 |
|
|
Тема 7 «Дом, в котором живут книги». |
3 |
Групповое |
а) |
Что такое библиотека. Знакомство с абонементом, читальным задом. Особенности школьной библиотеки. |
1 |
Лекция |
б) |
Правила пользования школьной библиотекой. Читательский формуляр. |
1 |
Практическое занятие |
в) |
Знакомство с разделами фонда. |
1 |
Обзор |
|
Тема 8 «Большая книга для любознательных» |
5 |
Групповое |
а) |
Что такое справочная литература. Виды. Выставка. |
1 |
Обзор |
б) |
Энциклопедия. Словарь. Справочник. Сходство и различия. Принципы работы. |
3 |
Обзор |
в) |
Библиографический поиск. |
1 |
Практическое занятие |
|
Тема 9 «Таинственные знаки» |
4 |
Групповое |
а) |
Что такое каталог. Назначение. Виды. |
1 |
Беседа |
б) |
Понятие: систематический и алфавитный каталог. Каталожная карточка. Знакомство. |
1 |
Беседа |
в) |
Поиск книг в библиотеке. |
2 |
Практическое занятие |
|
Апрель-май |
6 |
|
|
Тема 10 «Чудесный Книгоград» |
2 |
Групповое |
а) |
Выбор книг в библиотеке. Способы. |
1 |
Беседа |
б) |
Понятия: разделитель, выставка, тематический список, перечень, программа чтения, картотека, каталог. |
1 |
Обзор |
|
Тема 11 «В стране моей - Читалии». |
3 |
Индивидуальное |
а) |
Дневник чтения. Отзыв о книге. Оформление. Формы ведения. |
1 |
Практическое занятие |
б) |
Урок творчества «Мой читательский дневник». |
2 |
Практическое занятие |
|
Тема 12 «Чудо, имя которому - книга» |
1 |
Групповое |
а) |
Литературная игра «Читайка». |
1 |
Игра |
|
|
|
|
|
всего: |
34 |
теория - 22 |
|
|
|
практика - 1 |
-9-
2 год обучения
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Формы занятий |
|
Сентябрь - октябрь |
6 |
|
|
Тема 1 «Багаж, который никто не отменит». |
3 |
Индивидуальное |
а) |
Книги, которые я прочитал летом. Отзыв. Поиск литературы. |
1 |
Беседа |
б) |
Дневник читателя. Оформление. |
1 |
Практическое занятие |
в) |
Викторина «Что такое? Кто такой?». |
1 |
Игра |
|
Тема 2 «Похвала книге» (углублённое). |
3 |
Групповое |
а) |
Роль книги в жизни человека. |
1 |
Беседа |
б) |
Значение бережного отношения к книге. |
1 |
Беседа |
в) |
Мудрые мысли о книге. Великие люди о книге, чтении. Пословицы, поговорки. |
1 |
Практическое занятие |
|
Ноябрь- декабрь |
6 |
|
|
Тема 3 «Чудо света или душевное лекарство» |
4 |
Групповое |
а) |
История книги. Глиняные таблички. Александрийская библиотека. Книги – свитки. Пергамент. |
3 |
Обзор - лекция |
б) |
Библиотеки Древнего мира. |
1 |
Лекция |
|
Тема 4 «Волшебники книжного города». |
2 |
Групповое |
а) |
Современное книгопечатание. Кто и как создаёт книгу. |
1 |
Беседа |
б) |
Литературная игра |
1 |
Игра |
|
Январь-март |
13 |
|
|
Тема 5 «Книжные сокровища» (углублённое). |
4 |
Групповое |
а) |
Разнообразие книжных изданий: мини-книга, книга-гигант, книжка-игрушка, «книга-раскладушка». |
1 |
Обзор |
б) |
Элементы оформления книги. Типы иллюстраций. Художники детских книг – Сутеев В., Рачев Б. |
1 |
Обзор |
в) |
Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.Чарушина, В.Сутеева. |
1 |
Обзор |
г) |
Игра-викторина «Кто нас нарисовал?» |
1 |
Викторина |
|
Тема 6 «Хочу всё знать» (углублённое). |
2 |
Групповое |
а) |
Элементы книги. Оформление. Структура. Справочно-библиографический аппарат (СБА) книги. |
1 |
Лекция |
б) |
Работа со СБА книги. |
1 |
Практическое занятие |
|
Тема 7 «Почитайка» (углублённое). -10- |
7 |
Групповое |
а) |
Книга. Газета. Журнал. Произведения периодической печати. Сходство и отличия. |
1 |
Практическое занятие. |
б) |
Урок творчества «Сегодня мы редакторы». |
3 |
Практическое занятие |
в) |
Урок творчества «Пишем заметку в газету». |
3 |
Практическое занятие |
|
Апрель-май |
9 час |
|
|
Тема 8 «Чудесный Книгоград» |
4 |
Групповое |
а) |
Запись в библиотеку. Как правильно самому выбрать книгу. |
1 |
Беседа |
б) |
Понятия: библиотека, читатель, абонемент, читальный зал, формуляр, каталог |
1 |
Беседа |
в) |
Какие бывают библиотека. |
1 |
Лекция |
г) |
Литературная игра |
1 |
Игра |
|
Тема 9 «Большая книга для любознательных» (углублённое) |
4 |
Индивидуальное |
а) |
Виды справочных изданий. Сходство, различия. |
1 |
Обзор, практическое занятие |
б) |
Энциклопедия – главная справочная книга. |
1 |
Обзор, практическое занятие |
в) |
Справочники – краткие информационные сборники. |
1 |
Обзор, практическое занятие |
г) |
Словари. Структура и принципы работы с ними. |
1 |
Обзор, практическое занятие |
|
Тема 10 «Чудо, имя которому книга» |
1 |
Групповое |
а) |
«Что ты знаешь о книге?» |
1 |
Игра |
|
|
|
|
|
Всего: |
34 |
теория – 14 |
|
|
|
практика – 20 |
-11-
3 год обучения
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Формы занятий |
|
Сентябрь - октябрь |
8 |
|
|
Тема 1 « Моя читательская биография» |
2 |
Групповое |
а) |
Вводное занятие. Мои читательские интересы. Дневник чтения. |
1 |
Беседа |
б) |
Мини-сочинение «Книга, которая меня потрясла». |
1 |
Практическое занятие |
|
Тема 2 «Багаж, который никто не отменит» (углублённое). |
1 |
Групповое |
|
Секреты внимания и памяти. Роль внимания и памяти в учебной деятельности, интеллектуальном развитии личности. Игра «Юный библиотекарь». |
1 |
Литературная игра |
|
Тема 3 «Новые секреты книги». |
2 |
Индивидуальное |
а) |
Титульный лист. Аннотация, предисловие, послесловие, комментарий. И т.д. |
1 |
Беседа |
б) |
Выбор и чтение произведения, значение источника информации. |
1 |
Беседа |
|
Тема 4 «Чудесный Книгоград» (углублённое).
|
3 |
Групповое |
а) |
Взаимосвязь титульного листа и каталожной карточки. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. |
1 |
Беседа |
б) |
Открытый доступ к книжному фонду, порядок и правила расстановки книг. Полочные разделители. Место книги на полке (книжные выставки, плакаты, списки). |
1 |
Практическое занятие |
в) |
Библиографическая игра «Найти книгу». |
1 |
Практическое занятие |
|
Ноябрь - декабрь |
8 |
|
|
Тема 5 «Книга – ваш друг и учитель». |
3 |
Групповое |
а) |
Энциклопедические и справочные издания. |
1 |
Практическое занятие |
б) |
Функции и виды справочных изданий. |
1 |
Практическое занятие |
в) |
Турнир энциклопедистов «Что такое? Кто такой?» |
1 |
Литературная игра |
|
Тема 6 «В мире серьёзных книг». |
2 |
Индивидуальное |
а) |
Книги по краеведению (виды, типы изданий). -12- Особенности содержания, требования к чтению.
|
1 |
Обзор |
б) |
Игра «Загадки родной природы». |
1 |
Литературная игра |
|
Тема 7 «Через книгу – в мир искусства». |
3 |
Индивидуальное |
а) |
Искусствоведческая книга как особая разновидность книжного издания. Специфика искусствоведческой книги, виды издания. Искусствоведческие издания на нетрадиционных носителях. |
1 |
Беседа |
б) |
Экранизация литературных произведений. |
2 |
Групповой просмотр |
|
Январь- март |
10 |
|
|
Тема 8 «Почемучка». |
1 |
Индивидуальное |
|
Историческая книга и её разновидность. Специфика чтения исторической книги. |
1 |
Беседа |
|
Тема 9 «Мои секреты чтения» |
2 |
Групповое |
а) |
Виды чтения. «Досуговое» и «деловое» чтение. Ситуация использования «медленного» и «быстрого» чтения. Психофизиологические и гигиенические требования к чтению. |
1 |
Беседа |
б) |
Громкое чтение книг. Выразительное, беглое чтение. |
1 |
Практическое занятие |
|
Тема 10 «Почитайка» (углублённое). |
2 |
Индивидуальное |
а) |
Репертуар периодических изданий: особенности содержания, структуры и приёмов чтения, возможности использования. |
1 |
Обзор |
б) |
Урок творчества «Сам себе режиссёр». |
1 |
Практическое занятие |
|
Тема 11 «С любимой книгой – через всю жизнь». |
13 |
Групповое |
а) |
Книги детства. Детские писатели. Моя любимая книга. Герой. Дневник чтения. |
3 |
Беседа |
|
Апрель-май |
10 |
|
б) |
Игры, викторины, конкурсы (к юбилейным датам книг и писателей). |
4 |
Литературные игры |
в) |
Любимые праздники детей (Неделя детской книги, День учителя, Новый год, Рождество, Масленица и др.). |
5 |
Конкурсы, викторины |
г) |
Рисуем книгу. Дневник чтения. |
1 |
Практическое занятие |
|
Всего: |
34 |
практика – 22 |
|
|
|
теория – 12 |
-13
5. Механизм оценки положительных результатов.
По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:
-
что такое библиотека;
-
структуру книг;
учащиеся должны уметь:
-
осуществлять поиск книг в библиотеке;
-
самостоятельно работать с книгой как с источником информации.
По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:
-
разделы фонда библиотеки;
-
виды печатных изданий;
учащиеся должны уметь:
-
пользоваться СБА (справочно-библиографическим аппаратом) книги;
-
самостоятельно работать со справочной литературой (энциклопедии, словари, справочники);
-
находить сходство и различия в справочно-информационной литературе.
По окончании 3 года обучения учащиеся должны знать:
-
виды каталогов (систематические, алфавитные);
-
нетрадиционные носители информации (аудио, видео, читательский формуляр, картотека, библиографические указатели);
учащиеся должны уметь:
-
различать систематический и алфавитный каталоги библиотеки;
-
пользоваться каталогом;
-
осуществлять библиографический поиск информации (в том числе нетрадиционной) самостоятельно
Учёт знаний учащихся.
Знания учащихся будут оцениваться при проведение праздников, дети будут поощряться словесно, материально (призы, грамоты, дипломы
-14-
6. Литература:
-
Библиотечно-библиографические знания – школьникам: практическое пособие.: издательство 3-е доп., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 271 с.
-
Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М.: Издательство «Школьная библиотека», 2002 г.
-
Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке.: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
-
Дацкевич В.П. Как делают книгу.: Фотокнижка. – М.: Детская литература, 1987. – 24 с.
-
Дьяченко Н.П. Рождение книги.: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1990. – 111 с.
-
Ирошников Ю.П., Ирошникова И.Г. Переплёт и реставрация книг в домашних условиях. – М.: Книга, 1991. – 126 с.
-
Книжные сокровища мира.: Из фондов Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина. Книга 1 /Под редакцией Ласунского О.Г., Бабаева Э.Г., Урнова Д.М. и др. – М.: Издательство «Книжная палата», 1989. – 223 с.
-
Линкова И.Я. Ты и твоя книга.: Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 142 с.
-
Львов С.Л. Книга о книге.: Книга для учащихся старших классов- М.: Просвещение, 1980. – 111 с.
-
Мазок Н.Н. Книга должна жить долго.: Как самому переплести и отреставрировать книгу.- М.: Книга, 1985. – 223 с.
-
Мазок Н.Н. Кружок переплётного дела.: Пособие для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1987. – 112 с.
-
Мальков В.А. Волшебники книжного города.: повесть о тех, кто делает книги. – М.: Детская литература, 1979. – 111 с.
-
Массовая библиотека’ 92: Теория и практика: Сборник / под редакцией Гриханова Ю.А. – М.: Российская государственная библиотека, 1992.- 142 с.
-
Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания.: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991 . – 223 с.
-
Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги?: Книга для учащихся старших классов. – М.: Педагогика, 1991. – 159 с.
-
Умом и сердцем.: Мысли о воспитании / составитель Монахов Н.И. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986. – 368 с.
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура / Автор-составитель Чудакова Н.В. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 480 с.
-15-